УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора БУ «Центр финансового и хозяйственного

обеспечения» Минкультуры Чувашии

от _____________ 2015 № ____

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ бухгалтерских работников

БУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Минкультуры Чувашии

 

Честность

1.2. Действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

1.3.  Не иметь дело с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

а) информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;

б) информация содержит утверждения или данные, подготовленные небрежно;

в) информация содержит пропуски или искажения необходимых данных там, где они могут вводить в заблуждение.

1.4. Работник не будет считаться нарушившим пункт 1.3, если он выдаст отчет, скорректированный по основаниям, приведенным в этом пункте.

Объективность

1.5. Не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.

1.6. Избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность

1.7. Постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве, действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

1.8. Квалифицированное оказание профессиональной услуги предполагает формирование обоснованного суждения в отношении применения профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления услуги. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:

а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

1.9. Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности о соответствующих технических, профессиональных и деловых новшествах. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие компетентно работать в профессиональной среде.

1.10. Под усердием понимается обязанность действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.

Конфиденциальность

1.13. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, не допускается раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим соответствующими полномочиями, за исключением случаев, когда имеется законное, профессиональное право либо обязанность по раскрытию такой информации. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться для получения работником или третьими лицами каких-либо преимуществ.

1.14. Соблюдать конфиденциальность даже вне своей профессиональной среды, помнить о возможности неумышленного разглашения информации, особенно в условиях поддержания длительных связей с работниками подведомственных учреждений либо их близкими родственниками или членами семьи.

1.15. Соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему в связи с выполнением своих должностных обязанностей.

1.16. Соблюдать конфиденциальность информации внутри своей организации.

1.17. Предпринимать все разумные меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.

1.18. Необходимость соблюдения принципа конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между работником и работодателем.

1.19. Работник должен или может быть обязан раскрыть конфиденциальную информацию в следующих случаях:

а) раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано работодателем;

б) раскрытие требуется законом, например:

при подготовке документов или представлении доказательств в иной форме в ходе судебного разбирательства;

при сообщении ставших известными фактов нарушения закона надлежащим органам государственной власти;

в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законом):

при проверке качества работы организации – члена профессиональной организации или самой профессиональной организации;

при запросе или расследовании, ведущимися организацией-членом, профессиональной организацией или надзорным органом;

при защите  своих профессиональных интересов в процессе юридического разбирательства.

1.20. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации должно учитываться следующее:

а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения работодателя на раскрытие информации;

б) является ли информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место необоснованные факты, выводы, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения того, в каком виде следует раскрывать информацию (если необходимо раскрывать);

в) характер ожидаемого сообщения и его адресат.

Профессиональное поведение

1.21. Соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как оказывающие отрицательное влияние на хорошую репутацию профессии.

1.22. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг работник не должен дискредитировать профессию бухгалтера, должен быть честным и правдивым и не должен:

а) делать заявления о преувеличенном качестве услуг, которые он может предоставить, своей квалификации и приобретенном опыте;

б) давать пренебрежительные отзывы о работе других бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других бухгалтеров.

 

Подготовка информации и представление ее в отчетности

1.23. Работник, отвечающий за подготовку или утверждение финансовой отчетности организации, должен обеспечить ее представление в соответствии с надлежащими стандартами финансовой отчетности.

1.24. Вести учет информации, входящей в сферу его ответственности, таким образом, чтобы:

а) ясно и четко описывать истинный характер финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств;

б) своевременно и надлежащим образом регистрировать информацию;

в) точно и полно представлять все существенные аспекты описываемых фактов.

1.25. Угрозы нарушения фундаментальных принципов, например угроза личной заинтересованности или шантажа, которые могут подвергнуть опасности принципы объективности или профессиональной компетентности и должной тщательности, могут возникать в случаях, когда работник находится под давлением обстоятельств, вынуждающих его принять участие в подготовке информации, которая вводит в заблуждение, или стать причастным к такой искаженной информации вследствие действий других лиц.

1.26. Серьезность этих угроз зависит от таких факторов, как источник испытываемого давления и степень фактического или возможного искажения такой информации. Необходимо оценить серьезность угроз и, если они не являются явно незначительными, следует предусмотреть и принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К таким мерам относятся консультации с руководителями в самой организации либо с соответствующим профессиональным органом.

1.27. При невозможности свести угрозу до приемлемого уровня работник обязан отказаться от подготовки информации, которая, по его мнению, вводит или может вводить в заблуждение. Если же работник знает, что искажение информации носит существенный либо постоянный характер, он должен рассмотреть вопрос об информировании соответствующих органов. Он также может обратиться за юридической консультацией или потребовать увольнения.

Необходимый уровень квалификации

1.28. Фундаментальный принцип профессиональной компетентности и должной тщательности требует, чтобы работник, брал на себя лишь такие задачи, для решения которых он обладает необходимой квалификацией или если в процессе выполнения которых он может приобрести таковую. Работник не должен вводить работодателя в заблуждение относительно уровня своей квалификации или имеющегося практического опыта, а также пренебрегать требуемыми при необходимости профессиональными консультациями или помощью со стороны.

1.29. К обстоятельствам, создающим для работника, угрозу невыполнения обязанностей на должном уровне профессиональной компетентности и должной тщательности, относятся:

а) недостаток времени для надлежащего исполнения или завершения исполнения соответствующих обязанностей;

б) обладание неполной, ограниченной или по иным причинам неадекватной информацией, требуемой для надлежащего исполнения обязанностей;

в) недостаток опыта, профессионального обучения и/или образования;

г) недостаток ресурсов для надлежащего исполнения обязанностей.

1.30. Серьезность угроз будет зависеть от таких факторов, как степень активности работы с другими лицами или организациями, уровень занимаемой должности в иерархии управления и степень контроля и проверки выполняемой им работы. Необходимо оценить серьезность возникающих угроз и, если они не являются явно незначительными, предусмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К требуемым мерам предосторожности относятся:

а) получение необходимых консультаций или профессионального обучения;

б) обеспечение достаточного времени для должного выполнения соответствующих обязанностей;

в) получение требуемой помощи от компетентных специалистов;

г) проведение консультации по мере необходимости с непосредственными руководителями в организации-работодателе, независимыми экспертами или соответствующими профессиональными органами.

1.31. Если возникшие угрозы нельзя устранить или свести до приемлемого уровня, то работник должен рассмотреть вопрос об отказе от выполнения таких порученных в данном случае обязанностей. При принятии решения о том, что по соответствующим причинам такой отказ необходим, следует ясно и четко сообщить об этом.

 

 Финансовая заинтересованность

1.32 В определенных обстоятельствах у работника, может быть финансовая заинтересованность (или же такую заинтересованность могут иметь его близкие родственники, члены семьи, и он будет осведомлен об этом). При определенных обстоятельствах такая заинтересованность ведет к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Например, угроза личной заинтересованности для соблюдения объективности и конфиденциальности может возникнуть вследствие желания и возможности манипулирования информацией, которая оказывает влияние на курс ценных бумаг, с целью получения финансовой выгоды.

1.33. Примерами обстоятельств, при которых возникает угроза личной заинтересованности, являются, в частности:

а) наличие заинтересованности в организации-работодателе, объем которой таков, что это непосредственно влияет на решения, принимаемые работником;

б) зависимость поощрительной премии от прибыли организации-работодателя (при этом сумма такой премии зависит от принимаемых решений);

1.34. При оценке значимости такой угрозы и рассмотрении возможных мер предосторожности для ее устранения или сведения до приемлемого уровня, проанализировать характер финансовой заинтересованности. Такой анализ подразумевает определение существенности финансовой заинтересованности и ее вида (прямая либо косвенная). Очевидно, что для конкретного работника существенность или ценность интереса в организации будет зависеть от конкретных обстоятельств.

1.35. Если при этом угрозы не являются явно незначительными, необходимо рассмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:

а) применение правил и процедур, находящихся в ведении независимой от руководства организации комиссии, определяющих объем и форму поощрения руководителей старшего звена;

б) уведомление в соответствии с установленными внутренними процедурами полномочных лиц в рамках организации о любой заинтересованности либо о планах участвовать в возможной заинтересованности;

в) получение по мере необходимости консультаций от непосредственного руководства в рамках организации-работодателя;

г) получение по мере необходимости консультаций у полномочных лиц организации-работодателя или у соответствующих профессиональных органов;

д) применение процедур внутреннего и внешнего аудита;

е) организация своевременного консультирования по вопросам этики, соответствующим законодательным положениям и прочим нормативным актам, имеющим отношение к вопросам злоупотребления служебным положением.

1.36. Запрещается манипулировать доступной информацией и использовать ее в целях получения личной выгоды.

Получение предложения взятки в различных формах

1.37. Работник, его близкий родственник или член семьи может получить предложение о вознаграждении за особые услуги. Такие предложения могут иметь разные формы, например подарки, знаки гостеприимства, оказание особого внимания или неуместные призывы к чувствам дружбы или лояльности.

1.38. Такие предложения создают угрозу нарушения основных принципов. Если работник, его близкий родственник или член семьи получает такое предложение, то работник должен тщательно проанализировать создавшуюся ситуацию. В случаях, когда подобный стимул предлагается с целью принуждения к недобросовестному исполнению своих обязанностей или принятию неадекватных решений, создается угроза для объективности или конфиденциальности с целью вынуждения к незаконным или нечестным поступкам или получения конфиденциальной информации. В случае, когда работник принимает такое предложение, возникает также угроза шантажа, основанная на намерении придать такой поступок гласности и тем самым нанести ущерб репутации работнику или его близкого родственника или члена семьи.

18.3. Серьезность угрозы зависит от характера и объема предлагаемого вознаграждения и стоящего за ним намерения. Если разумная и осведомленная о событии третья сторона, обладающая всей уместной информацией, посчитала бы, что такое вознаграждение не является существенным и было предложено без намерения склонить к противоречащему этике поведению, то работник может сделать вывод, что такое предложение было сделано в ходе нормальных деловых отношений, и при прочих нормальных обстоятельствах может посчитать, что при этом серьезная угроза нарушения основных принципов отсутствует.

18.4. В случае, если возникшие угрозы не являются явно незначительными, то следует рассмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. Если при применении соответствующих мер предосторожности эти угрозы все-таки невозможно устранить или свести до приемлемого уровня, то работник не должен принимать такой стимул или вознаграждение. Даже если при принятии предложенного вознаграждения не возникает явных немедленных или потенциальных угроз нарушения основных принципов, в ряде случаев следует принять дополнительные меры предосторожности вследствие самого факта такого предложения. При этом необходимо оценить связанную с предложением опасность и определить, какие меры следует предпринять. Например:

а) немедленно информировать руководство или других полномочных лиц организации-работодателя при поступлении таких предложений;

б) информировать третьих лиц, имеющих отношение к стороне, от которой исходит предложение, например соответствующий профессиональный орган либо работодателя лица, сделавшего это предложение; но при этом рассмотреть вопрос о необходимости предварительной юридической консультации;

в) разъяснить близким родственникам или членам семьи вопрос о возможности возникновения таких угроз вследствие подобных предложений и о необходимых мерах предосторожности;

г) информировать руководителей высшего звена либо полномочных лиц в случае, когда его ближайшие родственники или члены семьи поступают на работу в организации конкурентов.

 

Предложение взятки другому лицу

1.38. Иногда возникает ситуация, когда от работника ожидается предложение взятки с целью получения нужного суждения от иного лица или организации.

Подобное давление может исходить со стороны подведомственных организаций, например, коллеги по работе или непосредственного начальника. Также такое давление может оказываться извне, когда лицо или организация показывают готовность выполнить действия или принять решения, выгодные для организации-работодателя, которые могут неблагоприятно сказаться на выполнении наемным бухгалтером своих обязанностей.

1.39. Запрещается предлагать вознаграждение с целью оказать влияние на суждение третьей стороны.

 

Памятка по вопросам противодействия коррупции для сотрудников

БУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Минкультуры Чувашии

Настоящая памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении сотрудников БУ «Центр финансового и хозяйственного обеспечения» Минкультуры Чувашии при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным относятся следующие виды преступлений:

–        злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ);

–        дача взятки (статья 291 УК РФ);

–        получение взятки (статья 290 УК РФ);

–        злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

–        коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);

–        иные деяния, попадающие под понятие “коррупция”, указанное выше.

Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Многие люди даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

–        толерантность населения к проявлениям коррупции;

–        отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

–        наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

–        психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

–        незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

–        отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление – это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом та-ких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие “коррупция”.

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Должностному лицу органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено пре-подносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

Ответственность

Перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взят-ка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или лицо, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Основные причины получения и дачи взятки

Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения, входящего в круг служебных обязанностей сотрудника.

Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий сотрудника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие сотрудником, осуществляющем контрольные функции, мер к нарушителю требований за определенное вознаграждение.

В-третьих, это платеж за подкуп самого сотрудника, для того чтобы он заботился о корыстных интересах взяткодателя.

Можно ли сотруднику обезопасить себя от провокации взятки

Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:

1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку);

5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

7) если Вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего руководителя;

8) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего руководителя;

9) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

10) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

Косвенные признаки предложения взятки

1. Разговор о возможной взятке может носить иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги.

2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).

3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.

4. Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки

1. Доложить о данном факте своему руководителю.

2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.

4. Написать в правоохранительные органы заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:

– кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;

– какова сумма и характер предлагаемой взятки;

– за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;

– в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

– в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

Это важно знать

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшим сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

Основания освобождения от уголовной ответственности

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Куда обращаться?

Для обжалования незаконных действий в рамках действующих административных процедур может подаваться жалоба непосредственному начальству, жалоба в вышестоящие инстанции, а также жалоба в контролирующие органы или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в прокуратуру Чувашской Республики по тел.39-20-66, МВД России по Чувашии – 24-18-03, Управления ФСБ России по Чувашии – 62-33-11, 62-15-00.

Если коррупционные действия совершает сотрудник полиции, можно обратиться по телефону “горячей линии по противодействию коррупции” прокуратуры Чувашской Республики 39-20-66 или по телефону оперативно-розыскной части (собственной безопасности) МВД России по Чувашской Республике 24-07-07.

Если правонарушение или преступные действия совершает работник прокуратуры, можно обратиться по тел. 39-20-35 или 62-58-14.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Кроме того, если в каком-либо нормативном правовом акте вами обнаружены коррупциогенные факторы (положения, создающие условия для проявления коррупции), то вы можете высказать свои замечания и предложения по их устранению, обратившись в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике по телефонам 62-43-44, 62-89-87 или по электронному адресу Управления ru21@minjust.ru.

Согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Чувашской Республики.

Горячую линия противодействия коррупции

«Горячая линия противодействия коррупции» представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих возможность гражданам и юридическим лицам обращаться в Учреждение по телефону с устными обращениями о фактах коррупции, с которыми они столкнулись в процессе взаимодействия с работниками Учреждения (далее – «горячая линия»).

«Горячая линия» создана в целях:

  • вовлечения гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
  • содействия принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупционных проявлений и борьбу с коррупцией;
  • формирования нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям;
  • создания условий для выявления фактов коррупционных проявлений.

Основными задачами работы «горячей линии» являются:

  • обеспечение оперативного приема, регистрации и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, поступивших на «горячую линию»;
  • принятие мер реагирования по фактам коррупционных проявлений;
  • анализ обращений граждан и юридических лиц, поступивших на «горячую линию», их учет при разработке и реализации антикоррупционных мероприятий.

 Прием обращений на «горячую линию»  по телефону сотового оператора  МТС 8-919-974-28-04 производится начальнику организационно-правового отдела Зиновьеву Владимиру Алексеевичу ежедневно с 11.00 до 14.00, кроме выходных и праздничных дней.